«Папы по любви» и «папы по неволе», или почему российские отцы не идут в отпуск по уходу за ребенком?
В России отцы, как и матери, имеют право взять отпуск по уходу за ребенком. Но немногие отцы действительно его берут. В статье О.Н. Безруковой и В.А. Самойловойой представлены результаты социологического исследования мнения молодых отцов о реализации их права на отпуск по уходу за ребенком. На материалах интервью анализируются модели и образы отцовства, мотивация использования отпуска, связанные с ним риски, страхи, опасения мужчин, а также гендерные стереотипы об участии отцов в заботе о младенцах.
Отцы могут брать отпуск по уходу за ребенком в силу различных обстоятельств, по разному к такому решению относится. Авторы выявили две модели отношения мужчин к отпуску по уходу за ребенком, названия которых вынесены в заголовок статьи: «Папа по любви» и «Папа поневоле». Позитивная мотивация отцовства, зрелая родительская идентичность, высокий уровень семейного дохода, возможность сочетать заботу о ребенке с гибкой трудовой занятостью, одобрительное отношение матери позволяют отцам реализоваться в модели «Папа по любви». Вынужденное участие отцов в отпуске реализуется в модели «Папа поневоле», обусловленной отсутствием у отца работы, прекаризацией труда, конфликтными отношениями с работодателем, инвалидностью, возможностями матери.
Ссылка для цитирования:
Безрукова О. Н., Самойлова В. А. «Папы по любви» и «папы поневоле», или почему российские отцы не идут в отпуск по уходу за ребенком? // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 90-101.