А.Г. Малышев

Влияние гендерно-чувствительных форм работы социальных сервисов на трансформации ценностей и практик родительства в современной России. Санкт-Петербург: Тускарора, 2013. — 72 с.

Чем поможет

В книге представлено исследование эффективности (действенности) папа-школ как социальных сервисов, ориентированных на поддержку вовлеченного отцовства. Эмпирической базой исследования являются данные репрезентативного опроса отцов, проведенного  в Санкт- Петербурге в 2013 году и опрос мужчин, прошедших занятия в папа-школах в 2010-2013 годах, а также интервью с организаторами и модераторами папа-школ.

Данные опроса отцов  Санкт-Петербурга и данные опроса отцов прошедших папа-школы сопоставляются с целью выявления эффекта, который папа-школы оказывают на своих участников. На основе анализа автор приходит к выводу, что большая часть мужчин, прошедших занятия в папа-школах вовлечены в более широкий репертуар практик заботы о детях. Также можно говорить о более интенсивной вовлеченности отцов, участвовавших в папа-школах, в практики заботы о детях (примерно 10–15% по сравнению с мужчинами, не участвовавшими в работе папа-школ). Отцы, прошедшие папа-школы, демонстрируют значительно большую готовность по сравнению с мужчинами, не прошедшими курс папа-школ, к взаимодействию с социальной инфраструктурой для детей.

Отдельный интерес представляют представленные в книге результаты опроса проживающих в Санкт-Петербурге мужчин, имеющих детей о ценностях и практиках родительства (размер выборки — 404 респондента). В книге результаты этого опроса являются материалом для сравнений, однако они представляют самостоятельную ценность, позволяя ответить на вопросы: как современные отцы представляют себе распределение обязанностей в семье между отцом и матерью? в каких практиках заботы и воспитания детей участвуют отцы, и сколько они тратят на это времени? как отцы относятся к перспективе взять часть отпуска по уходу за ребенком? насколько отцы готовы посещать с ребенком учреждения социальной инфраструктуры для детей (детские поликлиники, учреждения образования, библиотеки и т.п.)?