Изображение от freepik

Тонких Н. В., Камарова Т. А., Маркова Т. Л. Родительское благополучие глазами российских мужчин // Народонаселение. — 2024.  — Т. 27. — № S1. — С. 66-80.

В статье Тонких Н.В., Камарова Т.А. и Маркова Т.Л. представляют результаты своего исследования представлений российских мужчин о родительском благополучии, то есть о том, что делает родителя успешным. Исследователи выяснили, что для российских мужчин это (в порядке убывания важности): «взаимоотношения и забота о детях/семье»; «обеспеченность: доход, работа, жилье»; «здоровье»; «благополучность и успешность детей», «полная семья».

Важно понимать, что в исследовании речь идет именно о представлениях, а не о реальных факторах благополучия семьи, что не делает результаты исследования менее ценными, поскольку то, как люди представляют благополучие, определяет их оценки реальных обстоятельств жизни, цели и действия.
Авторы обнаружили, что для отцов детей старше 14 лет в представлениях о родительском благополучии снижается актуальность материального фактора, растёт значимость успехов и достижений детей, молодые бездетные мужчины чаще связывают свои представления о родительском благополучии с финансовой обеспеченностью, при этом главным фундаментом семьи всё же считают доверительные взаимоотношения, гармонию, счастье и любовь.
Исследование проводилось в 2023 году, и оно повторяет исследования 2022 года, посвящённое женским представлениям о родительском благополучии, что позволяет выявить различия между представлениями о родительском благополучии мужчин и женщин.
В отличие от женщин, для мужчин понятие родительского благополучия тесно связано с благополучием всей семьи, а фактор времени, уделяемого детям, менее значим; мужчины тесно связывают родительское благополучие с семейным, чаще упоминают необходимость полной семьи, подчёркивают важность взаимоотношений не только с детьми, говорят об общесемейной атмосфере.
Исследование показывает, что при разработке технологий популяризации ценности родительства и отцовства необходимо учитывать половозрастные характеристики и брачный статус аудитории, для которой такие технологии предназначены.

Скачать текст статьи с результатами исследования