Влияние папа-школ на вовлечение отцов в заботу о детях
А.Г. Малышев
Влияние гендерно-чувствительных социальных сервисов (папа-школ) на вовлечение отцов в заботу о детях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 1 (45), с. 80–90
Чем поможет
Анализируется действенность институционализированных форм поддержки новых моделей отцовства. Представлены результаты социологического исследования о влиянии гендерно-чувствительного социального сервиса (групп для будущих отцов, или папа-школ) на вовлечение отцов в активное участие в заботе о детях.
Эмпирическим материалом исследования послужили данные репрезентативного опроса отцов в Санкт- Петербурге, опроса мужчин, прошедших занятия в папа-школах, а также интервью с организаторами и модераторами папа-школ.
В ходе анализа автор отвечает на следующие вопросы: какими характеристиками обладают участники папа-школ? как они представляют себе распределение обязанностей между родителями? каков репертуар родительских практик мужчин, участвовавших в папа-школах? насколько отличаются отцы, прошедшие папа-школы, по вовлеченности в заботу о детях от отцов, не принимавших участия в папа- школах?
В ходе исследования установлено, что большая часть мужчин, прошедших цикл занятий в папа-школах, по сравнению с не участвовавшими в папа-школах, вовлечены в более широкий репертуар практик заботы о детях. Можно говорить о более интенсивной вовлеченности отцов, участвовавших в папа-школах, в практики заботы о детях. Масштабы увеличения этой вовлеченности являются относительно небольшими (примерно 10–15%), но при этом оно характерно для всех проанализированных в исследовании практик. Отцы, прошедшие папа-школы, демонстрируют значительно большую готовность по сравнению с мужчинами, не прошедшими курс папа-школ, к взаимодействию с социальной инфраструктурой для детей.