Сайт Росотцовство представляет серию обзоров наиболее значимых зарубежных научных исследований отцовства. Открываем эту серию обзором статьи одного из самых часто цитируемых в российской литературе по проблемам отцовства зарубежных авторов Майкла Ламба (Michael E. Lamb) «История исследований вовлеченного отцовства».

Michael E. Lamb (2000) The History of Research on Father Involvement, Marriage & Family Review, 29:2-3, 23-42

Специалисты, работающие с отцами, практики и теоретики, часто используют понятия «вовлеченное отцовство», «ответственное отцовство». В современной научной и методической литературе эти понятия часто наполняются очень разным смыслом. Длительное время изучавший отцовство социолог Майкл Ламб предлагает обзор исследований вовлеченного отцовства в мировой научной литературе. Отцовство представляет собой сложное явление, имеющее биологические, психологические, социо-психологические и социальные аспекты. М. Ламб концентрируется на анализе отцовства как социального явления.

Одним из наиболее проблемных вопросов в использовании категории «вовлечённое отцовство» является точное её определение, как и определение отцовства вообще. В разные периоды истории для разных социальных групп понимание идеальных родительских ролей, то есть того что общество ожидало от хорошего отца, довольно серьёзно различалось.

В научной литературе посвященной социальным и социально-психологическим аспектам отцовства М. Ламб выделяет три характеристики отцовства:

Первая, одна из самых очевидных, характеристик отцовства – это выполнение отцом роли кормильца семьи. Здесь ответственный отец – это отец, который сумел добиться материального благополучия семьи. Если в понимании ответственного отцовства доминирует эта характеристика, то за рамками остаётся, как отец общается с ребенком.

Вторая характеристика отцовства, на которую в большей степени обращают внимание психологи, особенно психологи, работающие в рамках психологии развития, ‑ прямые взаимодействия между отцами и детьми, забота отцов о детях: игры, обучение, общение, присмотр, дисциплинирования и т.п.

Третья характеристика отцовства ‑ это отношения между отцами и матерями, которые формируют психологический климат в семье и создают важный фон детско-родительских отношений.

Каждый раз, когда мы говорим об отцовстве, мы должны понимать, что имеем дело со сложным и многогранным феноменом. Игнорирование пересечения различных характеристик отцовской роли лишает нас возможности сформировать содержательную концепцию отцовства, которая могла бы обогатить и изменить понимание этого явления.

Для наиболее полного изучения вовлеченного отцовства М. Ламб анализирует понимание отцовства в различных контекстах: повседневное понимание хорошего отцовства и научные подходы к изучению этого вопроса.

На основе анализа письменных текстов соответствующего периода (писем, популярных текстов, литературных произведений) М. Ламб выделяет четыре концепции «хорошего отцовства», доминировавших в различные исторические периоды на протяжении последних двухсот лет. В каждой из них ярко выделяется определенный доминирующая характеристика отцовства, при этом другие аспекты роли отца отодвинуты на второй план, поэтому следует их рассматривать скорее как «идеальные типы», то есть упрощение и идеализацию, осуществляемое в целях систематизации и сравнения материала. Выделяемые М. Ламбом концепции характерны для американской истории, однако их понимание позволяет нам многое понять и о российском отцовстве, поскольку сходные изменения родительства и отцовства затрагивают очень многие страны.

  1. Моральный наставник

Самая ранняя концепция отцовства. Роль отца была преимущественно определена ответственностью за обучение морали и надзор за её соблюдением детьми. Отцов считали ответственными за то, чтобы гарантировать, что их дети имели правильное понимание религиозных ценностей. Хорошими считались отцы, которые смогли воспитать своих детей как хороших христиан, чьи дети были хорошо сведущими в вопросах религии на уровне, необходимом обывателю.

Следует отметить, что близкая роль отца в первую очередь как морального наставника в определенной степени была характерна и для России до эпохи индустриализации

  1. Кормилец

С середины XIX века, в период начала индустриализации понимание роли отца изменилось. Главным критерием хорошего отца стала способность обеспечить материальное благополучие семьи. Такое почти одномерное осмысление отцовства сохранялось до 1930-х годов. Нельзя сказать, что другие аспекты роли отца, например, моральное наставничество, исчезли. Нельзя также утверждать, что обеспечение семьи в более ранний период для отцов был незначимо. Однако, до начала эпохи индустриализации в сельских семьях ответственность за обеспечение семьи лежала как на отце, так и на матери, которые работали в хозяйстве. Увеличение числа людей занятых в промышленности привело к сокращению значимости хозяйства для выживания семьи и вызвало разделение труда на оплачиваемый труд на производстве, который преимущественно выполняли отцы, и неоплачиваемый домашний труд (уход за детьми, пожилыми родственниками, уборка, стирка и т.п.), в большей степени выполнявшийся женщинами.

Повышение значимости отца как кормильца характерно было и для российских рабочих в начале XX века.

  1. Отец как образец маскулинности, «мужского поведения»

В 1930-х и в начале 1940-х значимость роли отца как кормильца и морального наставника сохранялось, однако на передний план выдвинулась функция отца как полоролевой модели поведения. Множество авторов в профессиональной и популярной литературе писали о необходимости сильных образцов мужского поведения, которые смогут дать подрастающему поколению только отцы. При этом часто эти авторы констатировали, что реальные отцы не всегда соответствовали ожиданиям в этом отношении, то есть многие отцы не являли тех образцов мужественности, которые от них ожидало общество.

  1. Новый «заботливый» отец

Примерно в середине 1970-х многие американские и европейские авторы стали обращать внимание на взаимодействие отца с ребенком и участие в заботе о нём. Постепенно стало формироваться представление о том, что хороший отец – это, прежде всего, тот, кто активно вовлечен в повседневную заботу о детях. Активное участие в воспитании начало определяться как наиболее значимый компонент отцовства.

История изучения учёными отцовства имеет значительно более короткую историю, чем двести лет, за которые М. Ламб смог проанализировать изменения в отношении к отцовству общества. Одним из первых учёных, уделивших особое внимание отцовству, был. З.Фрейд. Типичный отец в рамках его психоаналитической теории должен был обладать «классическими» мужскими характеристиками: он должен быть в психологическом отношении сильным, доминирующим в пределах семьи, решающим, успешным как добытчик. В психоанализе отец рассматривался, прежде всего, как часть мотивационной системы, с которым мальчики пытались идентифицироваться. Основываясь на таком понимании роли отца, психологи посвятили значительные усилия в 1920-1940х годах исследованию идентификации детей со своими отцами. Фокусом их интереса были качественные характеристики отцовства, а именно как личность (в частности в аспекте маскулинности) отца оказывает влияние на личность сына.

Другим большим пластом научных исследований середины XX века, связанных с отцовством, было изучение отсутствия отца в жизни ребенка. Результаты многих исследований указывали на то, что для детей, особенно для мальчиков, отсутствие отца в семье наносило необратимый вред. Такие исследования перекликались с получившими примерно в то же время распространение исследованиями, которые приходили к выводам о ещё более драматических последствиях отсутствия матери в жизни ребенка. Результатом исследований социализации ребенка без матери стала широко известная теория привязанности Джона Боулби, которая стала одним из самых важных теоретических достижений в исследовании социализации с появления психоанализа. Теория привязанности делала акцент на влиянии матерей на развитие детей, но серьезно недооценивала потенциал влияния на ребенка других акторов (отцов, братьев, сверстников).

Изучение отсутствия отца в жизни ребенка привело в 1970-х годах к формированию интереса к количественным измерениям степени присутствия отца, выражавшимся в изучении объёмов времени, которые отцы проводили со своими детьми, что совпало с общим возрождением в этот период интереса к изучению бюджетов времени. Изучая затраты времени на общение с ребенком в этот период игнорировались различия в качестве взаимодействия, а также другие способы, которыми отцы могли сделать важный вклад в благосостояние и развитие детей (обеспечение материального благосостояния семьи или эмоциональная поддержка детским матерям). Исследования затрат времени отцов на заботу о детях и их воспитание казались крайне перспективными, а выделение различных типов активностей, на которые отцы тратили время (игры с ребенком, купание, прогулки и т.п.) давало надежду на успешное построение модели отцовства, количественное определение того, кто является хорошим отцом. Однако сопоставление результатов нескольких широкомасштабных количественных исследований затрат времени отцов на взаимодействие с детьми в 1970-е годы привело к пониманию ненадёжности полученных данных: по итогам разных исследований в среднем отцы проводили с детьми от 37 секунд до 8 часов в день! Причина такого расхождения результатов исследований крылась в том, что исследователи часто исходили из разных определений включенности отцов и родителей в заботу и воспитание детей, то есть включали в измеряемые объёмы времени, проводимого с детьми, разные действия. В целях упорядочивания понимания включенности отцов в заботу и воспитание М. Ламб предлагает выделить три компонента данной включенности: участие, доступность и ответственность.

Участие или взаимодействие ‑ это время, проведенное в фактическом контакте с ребенком (кормление, игры, помощь в выполнении домашних заданий и т.п.). Участие не включает время, потраченное на связанную с ребенком работу по дому или время, когда отец находится в одной комнате, а ребенок играет в соседней.

Доступность ‑ действия, характеризующиеся менее интенсивным взаимодействием отца с ребенком. Родитель доступен для контакта, но в конкретный момент прямого контакта не происходит. Например, приготовление еды на кухне, в то время как ребенок играет в соседней комнате.

Ответственность. Самый сложный для определения и измерения тип отцовской включенности, однако и самый важный, поскольку отражает степень, до которой отец берет окончательную ответственность за благосостояние ребенка и заботу о нём. Ответственность включает знание того, когда ребенку назначен визит к педиатру и меры, предпринимаемые, чтобы этот визит состоялся, действия, направленные на обеспечение ребенка необходимой одеждой, обеспечение ребенка уходом и лекарствами, когда он болен и т.п.

Часть времени, потраченного на то, чтобы быть ответственным отцом проходит не в прямом взаимодействии с ребенком, и может быть упущена исследователем. Также трудно определить количество времени, потраченного на включенность в заботу о ребенке, который М. Ламб маркирует как «ответственность», поскольку эти действия отец может совершать, когда делает что-то ещё (например, покупает игрушки или лекарства по дороге с работы).

Кроме выделения компонентов родительства и отцовства для выявления степени включенности отца в воспитание М. Ламб указывает на необходимость сравнивать не только абсолютное значение времени, которое тратят на заботу отцы, но и сопоставлять его со временем, затрачиваемым на эти же цели матерями.

Такая схема анализа позволила сравнить степень включенности отцов в заботу о детях и получить достаточно надёжные выводы. В семьях, где работал только отец, в среднем он проводил 20-25 % своего времени в прямом взаимодействии с детьми, и приблизительно третью часть времени, будучи доступным детям. Наибольшее несоответствие отцовской и материнской включенности было обнаружено в области ответственности. Многие исследователи указывали на то, что отцы практически не тратили времени на то, что М. Ламб определяет как «ответственность».

В семьях, где работали оба родителя, уровни отцовской включенности оказались существенно выше. На участие отец в таких семьях тратил 33 % времени (мать 65%), а в исследованиях 1990-х объем времени отца на участие составлял уже 44%. При этом отцы также практически не тратили время на ответственность. Эта ситуация изменилась только к началу 1990-х, когда исследователи зафиксировали увеличение средних уровней вовлечённости отца, измеряемых и в абсолютных, и в относительных (по отношению к матерям) значениях. В дальнейшем данная тенденция продолжилась и сегодня отцы тратят ещё больше времени на заботу о детях (см. например, Hook, J. L., & Wolfe, C. M. (2012). New fathers? Residential fathers’ time with children in four countries. Journal of Family Issues, 33, 415-450.). В то же время диспропорция в компонентах родительства и времени, затрачиваемом на них у матерей и отцов становится меньше, но всё же сохраняется. Исследователи пытались найти причину этого дисбаланса. Различия в компонентах родительства, на которые расходуют время матери и отцы являются очевидными с раннего младенчества. Хотя матери значительно больше времени тратят на включенность, которую М.Ламб обозначает как «ответственность», нельзя предположить, что отцы менее способны этой деятельности. Когда в семье появляется новорожденный, нет различий в компетентности между матерями и отцами. Вопреки понятию материнского инстинкта, навыки воспитания и зботы обычно приобретаются «на практике» как матерями, так и отцами. Однако, у матерей «практики» оказывается больше чем у отцов отцы, и матери становятся более чувствительными к потребностям детей, больше знают об их особенностях. Из-за нехватки опыта, отцы становятся менее чувствительными и ощущают меньше уверенности в своих способностях в вопросах воспитания и продолжают уступать ответственность матерям.

В обществе, сосуществуют различные концепции роли отцовства, поэтому сегодня, когда многие отцы активно включаются в физическую заботу о детях, для других наиболее важной компонентой отцовской роли продолжает оставаться выполнение функции добытчика. Нужно признать, что отцы выполняют много ролей, и относительная важность каждой изменяется в различных культурных контекстах. Отцы могут выполнять весьма различные действия и они будут рассматриваться как успешные или неудачные в зависимости от неявных определений «хорошего» отцовства, разделяемых теми, кот делает оценки. Не очень информативно спрашивать людей о важности различных аспектов отцовства, если не понимать, что для них означает отцовство.